Группа раннего возраста   
 
  
Добро пожаловать!
Вас рады приветствовать
педагоги  и детишки группы  "Смешарики".
Группу посещают дети в возрасте от 1,5 до 3 лет.
             
  
Основной воспитатель - Полухина Галина Михайловна.
Помощник воспитателя – Зайцева Нина Викторовна.
Подменные воспитатели – Аксентьева Л.Г.,
  Беленникова В.В.,  Полякова  Е.А.
Музыкальный руководитель – Епифанцева  А. П.
Инструктор по ФК  -  Хижнякова Л.В.
Медицинская сестра – Веремеева М.Н.
 
Возрастные особенности детей 1,5 - 3 лет
Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных возрастных особенностях.
В возрасте 1,5 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. 
Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.
На третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом,  застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
 
Иногда дети 1,5-3 лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно - своевременно усложните требования к нему. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать "маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала только ему. 
Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис 3 лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять. 
Без умения договориться с ребенком, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера. Ребенок со сломленным "я", возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважатьжелания, настроения, интересы своего ребенка, но в пределах разумного.
Активно развивается речь ребенка. Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.
В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка 1,5-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию.
Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, - поверхностен и он будет. Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.
 
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
 
Среди мыслительных операций важнейшими являются:
- называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый), 
- выделение величины (большой, поменьше, маленький), 
- называние формы (круг, квадрат, треугольник), 
- расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);
- сравнение по цвету, форме, размеру;
- координация движений рук и зрения;
- формирование понятий «много», «мало», «один».
 
Вам как родителям важно:
Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя и утомительно. Поэтому вам нужно по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственноиспользовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы будете его партнером по игре.
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
Чаще разговаривать с малышом, читать ему книжки, обсуждать то, что он видел или делал. 
Предоставлять возможности для самых разных игр с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 1,5-3 года малыш нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужно доброжелательное сотрудничество.
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. Понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через постоянное исследование нового.
 
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком изобразить действия некоторых из них, и т. п.
 
Что должен уметь ребенок 1,5 – 3 лет
 
Развитие речи
- понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях; отвечать на вопросы об этих событиях 
- выполнять до 3 поручений (возьми, отнеси, положи) 
- называть детали лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.) 
- использовать предложения из 2-3 слов
- употреблять в речи прилагательные, местоимения, предлоги 
- называть предметы по картинкам 
- говорить «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй»
 
Сенсорное развитие
- соотносить объемную геометрическую фигуру с плоскостным изображением, накладывать на образец 
- группировать предметы по форме (круги, квадраты, треугольники)
- выделять величину предмета в сравнении (большой, поменьше, маленький) 
- различать 3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, называть их 
- различать качества предмета: тяжелый – легкий; мягкий – твердый;
 - учить различать температуру: холодный – теплый
 
Развитие бытовых навыков
- есть аккуратно, не обливаясь 
- при умывании тереть ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым платком 
- самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться) 
- частично раздеваться
- складывать на место одежду, обувь, посуду, игрушки
- регулирует отправление физиологических потребностей
 
 
Организация режима пребывания детей в ДОУ
 (для детей 1,5 -3 лет)
Нашу группу посещают 11 ребят: 4 мальчика и 7 девочек.   В детском саду детки учатся играть, рисовать, лепить, танцевать, рассказывать стихи, говорить волшебные слова, одеваться и умываться самостоятельно и другим полезным вещам.
Строгое соблюдение режима дня, начала и конца всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время приводит к возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
  
Режим дня группы
 
Холодный период года
| Время | Режимные моменты | 
| 7.30 – 8.30 | Прием и осмотр детей, игры, общение, утренняя гимнастика | 
| 8.30 – 8.50 | Подготовка к завтраку, завтрак | 
| 8.45 – 8.50 | Совместные игры детей с воспитателем | 
| 9.00 – 9.30 | Непосредственно образовательная деятельность | 
| 9.30- 10.30 | Игры совместно с воспитателем | 
| 10.30-10.50 | Второй завтрак | 
| 10.50 – 11.30 | Подготовка к прогулке. Прогулка | 
| 11.30 – 12.30 | Подготовка к обеду, обед | 
| 12.30 – 15.00 | Подготовка ко сну, дневной сон | 
| 15.00 -15.30 | Постепенный подъем, бодрящая гимнастика, воздушные и водные процедуры | 
| 15.30 -16.00 | Полдник | 
| 16.00-16.30 | Игровая деятельность, чтение художественной литературы. Игры в уголках развития, чтение художественной литературы | 
| 16.30- 18.00 | Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | 
 
 
 
Теплый период года
| Время | Режимные моменты | 
| 7.30- 8.30 | Прием, игры,  утренняя гимнастика, общение | 
| 8.30 – 9.00 | Подготовка к завтраку, завтрак | 
| 9.00. – 9.30 | Игровая деятельность | 
| 9.30 – 9.50 |  Музыкальные и физкультурные досуги | 
| 9.50– 10.30 | Подготовка  к прогулке, прогулка | 
| 10.30-10.50 | Второй завтрак. | 
| 10.50-11.30 | Подготовка  к прогулке, прогулка | 
| 11.30 – 12.30 | Подготовка к обеду, обед | 
| 12.30 – 15.00 | Подготовка ко сну,  сон | 
| 15.00 – 15.30 | Постепенный подъем, закаливающие процедуры | 
| 15.30 – 16.00 | Полдник | 
| 16.00 – 18.00 | Подготовка к прогулке, прогулка Совместная игровая деятельность | 
| Игры, общение, уход детей домой | 
 
 
Перечень основных игр-занятий на пятидневную неделю
| Виды игр-занятий | Количество | 
| Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи | 3 | 
| Развитие движений | 2 | 
| Со строительным материалом | 1 | 
| С дидактическим материалом | 2 | 
| Музыкальное | 2 | 
| Общее количество игр - занятий | 10 | 
 
СЕТКА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ
           ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Понедельник                            Вторник
                                         Физкультура                                          Музыка
                               Лепка                                      ФЦКМ
                         
                                               Среда                                     Четверг
                                 Развитие речи(связная речь)               Музыка      
                                 Физкультура (на воздухе)                   Рисование
                                                                                    ФЭМП (II половина дня)                                
                                                                  Пятница
                                                               Развитие речи 
                                                               Физкультура
       
                 В своей профессиональной деятельности руководствуюсь следующими принципами:
- уважай в ребенке личность;
- развивай и совершенствуй свое мастерство;
- заинтересуй ребенка так, чтобы он вновь и вновь ждал встречи с тобой.
 
Учить и учиться – вот девиз, с которым стараюсь идти по жизни. Учить слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное – чувствовать. Учиться у детей открытости, светлому взгляду на жизнь
 
Люби, цени своё призвание.
И назначением своим гордись.
Я так считаю: ВОСПИТАТЕЛЬ - это звание,
через него проходит чья-то маленькая жизнь!
 

 

 

 

 

 
